7 апреля 2021 года впервые прошел Business Integrity Forum, организованный Агентством по противодействию коррупции совместно с Международным финансовым центром «Астана».
На форуме приняли участие внештатный советник Президента РК по вопросам экономического развития Сума Чакрабарти, Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам, управляющий МФЦ «Астана» Кайрат Келимбетов, Председатель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев, ректор Академии госуправления при Президенте РК Ерлан Абил, полномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов, а также представители отечественного и зарубежного бизнеса, дипломатического корпуса, международных организаций, а также руководство профильных государственных органов.
В ходе встречи глава Антикоррупционной службы Алик Шпекбаев подробно рассказал о мерах защиты бизнеса от коррупционного давления. Особый акцент сделан на политической модернизации, законодательных новеллах, превентивных мерах, включая проект антикоррупционного сопровождения инвесторов и предпринимателей, деятельность комплаенс служб, перевод госуслуг в электронный формат.
В марте текущего года руководством Агентства РК по противодействию коррупции утверждена Дорожная карта по продвижению и развитию антикоррупционного комплаенса в Республике Казахстан. В соответствии с Дорожной картой Академия государственного управления при Президенте РК определена в качестве методологического и образовательного центра развития антикоррупционного комплаенса в стране.
В своем выступлении ректор Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан Ерлан Абил отметил ряд факторов, препятствующих развитию антикоррупционного комплаенса в квазигосударственных и частных организациях:
«Во-первых, недостаточное понимание и знание комплаенс функций, т.е. подавляющее большинство предпринимателей не до конца понимают, что такое антикоррупционный комплаенс, какие возможности он дает, в чем заключается специфика работы комплаенс-офицера. Во-вторых, формальный подход в выстраивании антикоррупционного комплаенса в организации, где главным показателем является не результативность системы, а его наличие в виде свода формальных правил и процедур. В-третьих, недостаточность ресурсного обеспечения. Функция антикоррупционного комплаенса должна быть адекватно обеспечена ресурсами для эффективного ее функционирования. В-четвертых, отсутствие независимости. Зачастую комплаенс структуры не имеют официального статуса, не имеют прямого подчинения высшему руководству организации, ограничен доступ к необходимым данным, отсутствует отдельный бюджет для реализации функций комплаенса. В-пятых, конфликт интересов. На практике независимость сотрудника комплаенс службы может быть нарушена присутствием конфликта интересов между текущими функциями и его комплаенс-контроль обязанностями. Представителям комплаенса желательно выполнять функции только в отношении комплаенс задач»,- сказал Ерлан Абил.
Стоить отметить что, Академия госуправления в 2020 году получила международный сертификат соответствия системы менеджмента борьбы с взяточничеством требованиям международного стандарта ISO 37001. На сегодняшний день Академией было проведено обучение сотрудников по вопросам противодействия, создана комплаенс-служба, определены и формализованы ряд организационных и техническим мер противодействия коррупции, выстроены процедуры мониторинга и оценки эффективности системы антикоррупционного комплаенса
Вместе с этим, участниками форума были обсуждены перспективы улучшения делового климата, трансформации взаимоотношений между государством и бизнесом, а также меры совместного преодоления постпандемического кризиса.
По итогам работы Форума все замечания и предложения представителей бизнес-сообщества будут направлены для дальнейшей проработки в Правительство.